Поляки сделали, казалось бы, невозможное — заставили западноевропейскую общественность найти в закоулках собственного сознания интерес к славянской мифологии. Да, можно долго рассуждать о том, что The Witcher 3: Wild Hunt в первую очередь является фэнтези, а геймерам и вовсе неважно, что легло в основу игрового мира, если последний получился невероятно атмосферным и продуманным. И все же.

«Все знают, что ведьмаки — выродки и ненормальные мутанты»

Такая уж судьба у защитников человечества от всего паранормального — их не любят, презирают, клевещут и обзывают за глаза, но все равно в первую очередь летят к ним, случись какая беда. Эту ситуацию активно развивал Анджей Сапковский в книжной серии, продолжили ее и сотрудники CD Projekt RED, постепенно накаляя обстановку. В The Witcher ведьмаков просто не любили, в сиквеле — многие уже открыто высказывали презрение, но апогея проблема достигла в третьей части.

Недружелюбно настроенные жители появляются уже в первой локации, по сути являющейся прологом, где геймеров знакомят со вселенной и основными принципами игры. И именно тогда нам дают понять, что люди по натуре своей лицемеры — они готовы бросаться обидными словами, строить из себя храбрецов и следовать веянию моды (в игре гонения магов и нелюдей — хит), но когда сильно прижмет, сломя голову летят к тем самым «выродкам», которых минуту назад поносили.

И в том прелесть игрового мира. Он не скрывается за пафосными речами, приукрашенной обстановкой или повсеместной толерантностью, навеянной небольшой кучкой людей. Наоборот, в мире «Ведьмака» почетно проявлять свою несдержанность, призывать сжечь на костре любого отличающегося от тебя существа и обещать познакомить с острой сталью своего меча. Случайные реплики NPC отлично дополняют общее впечатление, позволяя нам еще глубже погрузиться во вне всяких сомнений атмосферную вселенную.

The Witcher 3: Wild Hunt

А что же ведьмаки? Они приняли подобное отношение к себе. В отличие от ведьм, они молча терпят открытые угрозы и насмешки, на их лице не шевелится ни единый мускул, пока заказчик с презрением отсчитывает монеты за убийство десятка утопцев. А все потому, что и убийцам чудищ нужно питаться и выживать. Музыку, как известно, заказывает тот, кто платит. Однако случается, что даже сдержанные ведьмаки отказываются от оплаты или не выдерживают и отрубают парочке наглецов головы. Ну а что, с кем не бывает?

«Да я лошадей не различаю. И всех зову Плотвами»

Главная прелесть The Witcher 3: Wild Hunt — далеко не хитро закрученные и разнообразные по большей части квесты, не досконально продуманные даже второстепенные персонажи, не системы диалогов, сражения, прокачки и прочие прелести современных RPG, а вселенная. Каждый уголок, что окружает Геральта кажется живым и наполненным смыслом. Порой возникает ощущение, что вот это лысое дерево стоит здесь не просто так, рядом обязательно должна присутствовать магия, мешающая покрыться зеленью окружающую опушку летом. И ведь не подводит ощущение.

The Witcher 3: Wild Hunt

Просто путешествия по огромным пространствам лесов, полей, деревень, болот и городов мы натыкаемся на один «вопросительный знак» за другим. Сначала пытаемся убить стаю диких собак, напавших на странствующего торговца, и из карманов того вытаскиваем рецепт по созданию «Улучшенной ласточки», затем натыкаемся на десяток гулей, пирующих в опустевшем поселении. Разбираемся с ними и наблюдаем кат-сцену с возвращающимися жителями деревушки, некоторые из которых обещают назвать будущего сына в честь ведьмака. Мелочь, а приятно.

И подобных побочных квестов нереально много. Даже после ста часов в игре, когда вы не торопитесь проходить основную сюжетную линию, когда принимаетесь за все ведьмачьи заказы и дополнительные миссии, невозможно посетить все «знаки вопроса», освободить все поселения, убить всех монстров и найти все спрятанные сокровища.

The Witcher 3: Wild Hunt

Таким образом сотрудники CD Projekt RED постарались оживить большой мир. Вряд ли его в полной мере стоит называть открытым, учитывая, что переход далеко не во все зоны можно совершить бесшовно. Те самые экраны загрузки, от которых почему-то коробит современных геймеров, никуда не делись. Но наличие их продиктовано техническими ограничениями. Вряд ли получится найти много компьютеров — не говоря о консолях, — которые смогут качественно обрабатывать настолько огромный мир.

Большинство дополнительных миссий и ведьмачьих заказов «добываются» с досок объявлений, расставленных практически в каждом поселении или городе. Однако порой желтые восклицательные знаки мелькают и посреди дороги. На выполнение некоторых квестов можно потратить от силы пару минут, зато другие лежат в основе лихо закрученного сюжета, который сделал бы честь большинству полноценных ролевых игр. И за это стоит отдельно поблагодарить сценаристов The Witcher 3: Wild Hunt.

«Здесь порядочный бордель для шлюх с принципами»

Как нельзя мир в «Ведьмаке 3» назвать полностью открытым, так нельзя и советовать игру всем подряд, потому что родители, чьи дети по вашей указке засядут за The Witcher 3: Wild Hunt, захотят лично высказать пару неласковых. Третья часть продолжает славное похождение «бабника» Геральта, как выразились бы многие девушки. К счастью — или сожалению — данное RPG предназначено в первую очередь для взрослой мужской аудитории.

Поэтому в CD Projekt RED смело решили обновить рекорд по количеству обнаженных девушек на час игрового времен и ругательств, установленный в The Witcher 2: Assassins of Kings. И пусть зарубежные критики обвиняют поляков в сексизме, кричат о том, что женщины изображаются либо в совершенно неприглядном виде, либо максимально соблазнительно. Геральт по-прежнему будет спать с чародейками (секс на чучеле единорога так и вовсе стал визитной карточкой игры, хотя упоминался и в книге), платить проституткам и заигрывать с обычными крестьянками.

Это суровый мир славянской мифологии, основанный на средних веках, когда права прекрасного пола практически ничего не стоили. Разработчики не стали приукрашивать действительность, какой бы «злой» та не выглядела, не стали поднимать проблемы, которых в Польше — и странах Восточной Европы по большей части тоже — никогда не было. Они не пошли на поводу моды, а смело гнули свою линию.

The Witcher 3: Wild Hunt

Их смелость проявляется и в системе преподнесения сюжета. До выхода The Witcher 3: Wild Hunt в компьютерных RPG существовали основные квесты и побочные, к которым зачастую можно применить формулу «Пусть [главный герой] принесет [X предметов] из [населенной врагами или монстрами территории]». Это скучно, обыденно и до жути избито. Работники же CD Projekt RED пообещали, что даже неосновные задания будут дополнять основную сюжетную ветку, лучше раскрывать характеры персонажей и знакомить с вселенной «Ведьмака». И разве это не так? Разве сложные побочные линии не настолько прекрасны, что вполне могли бы лечь в основу полноценной игры или романа?

Пытаясь узнать о судьбе Цири, Геральт знакомится с Кровавым бароном. Жизнь того катится в пропасть, а появление ведьмака на горизонте словно приоткрывает дверь, за которой прячется счастливый финал. И ведь нельзя сказать, что разработчики таким образом скрывают правило «выполни сначала миссии в локации А, чтобы открыть дорогу в локацию Б». Нет, потому что прохождение побочных миссий в дальнейшем позволяет расширить основные квесты. Сюжетные ходы настолько тонко переплетены, что порой даже забываешь — перед тобой игра, а не роман от гениального автора.

The Witcher 3: Wild Hunt

«А мое мнение никого не интересует?»

Незадолго до релиза третьей части один из сотрудников CD Projekt RED признался, что главным героем, по его мнению, является Цири, у которой на все есть собственное мнение, а не Геральт. И, словно в подтверждении этих слов, нам дают пройти несколько заданий за Дитя Старшей Крови. Правда, они не отличаются особенным изыском, а анимация персонажа может поначалу смутить, но чего стоят ее уже ставшие знаменитыми «Ня-ня!» во время сражения! Систему боя для героини также изменили, объяснив это тем, что она не является полноценной ведьмачкой и не может использовать те же умения, что и Белый волк, зато обладает другим даром — телепортацией на короткие расстояния.

Это заменяет перекаты и отскоки, которые во время боя использует Геральт. Ему приходится регулярно принимать зелья, накладывать на себя знак Квен, блокирующий урон (разработчики вновь повысили минимальный порог сложности), уворачиваться от выпадов врагов и налетать на тех со спины. Например, против закованных в латы рыцарей с щитом и мечом лучше использовать контратаку и знак Аксий. А против сжимающих секиру или древковое оружие наиболее эффективно уворачиваться и наносить удары с боку или спины. Лучников и арбалетчиков приходится убирать в первую очередь, чтобы не получить стрелу в самый неподходящий момент.

The Witcher 3: Wild Hunt

Блокировать же удары чудищ бесполезно, помогают только отскакивание и комбинирование знаков (Квен, Аард, Игни или же Ирден, если противником является призрак). Для сражения с летающими тварями Геральту выдали небольшой арбалет, который практически безвреден для серьезных противников, хотя и можно создавать болты с различными свойствами (даже взрывающиеся). К сожалению, поединки с большинством монстров практически идентичны. У особенно «серьезных» чудищ есть несколько приемов, между применениями которых главный герой должен наносить удары. Это позволяет даже новичку на равных рубиться с архигрифоном. Хотя рубка и получится невероятно долгой.

Плюс, придется регулярно использовать снадобья и масла, которые разбросаны по жутко неудобному интерфейсу вещей. Уже после первых часов игры в нем скапливается столько предметов, что начинаешь теряться. А выбросить большинство нельзя — не знаешь, понадобится тот или иной свиток в дальнейшем. Зато переработана «грузоподъемность» персонажа, увеличивать которую можно с помощью «модернизации» Плотвы.

The Witcher 3: Wild Hunt

Наконец-то реализована и полноценная система кастомизации Геральта. Теперь можно создавать броню, состоящую из доспеха, штанов, перчаток и обуви, и мечи (серебряный и стальной). Появились и самые настоящие сеты. Правда, некоторые предметы «самостоятельной» брони обладают лучшими характеристиками, чем вещи из сета, что вызывает неудомение. Зачем, в таком случае, изучать каждую пещеру и собирать комплект, если есть предметы получше? Спорно и решение реализовать систему износа снаряжения, что порой вынуждает останавливать игру во время боя. Приходится либо регулярно навещать кузнеца, что проблематично, либо забивать слоты инвентаря ремонтными наборами.


Третий «Ведьмак» обладает невероятным по размерам и насыщенности миром, продуманным хитросплетением сюжета, является полноценным AAA-проектом, поднимает планку компьютерных RPG на новый уровень… И не может похвастаться разнообразием NPC. Коробит, когда в некоторых сценах приходит видеть идентичных неигровых персонажей, не добавляет лучей добра, когда лицо одного из ключевых второстепенных персонажей оказывается разбросано по всем уголкам мира. Почему в CD Projekt RED не создали больше разнообразных моделей, наверное, смогут ответить только сами польские разработчики.

The Witcher 3: Wild Hunt

Нельзя не отметить и другие проблемы, в числе которых баги — правда, редкие, — сохранившиеся и после выпуска нескольких патчей. То сливаются NPC, то Плотва неожиданно проваливается под землю на полкорпуса или взмывает ввысь вместе с Геральтом, то у ведьмака пропадает прическа, светя стрижкой «под единичку». Мелочи, но они неприятны.

И все-таки, за историю, атмосферу, продуманных персонажей, увлекающие надолго мини-игры, неприкрытый суровый мир, отсутствие четкого деления на добро и зло, сложность выбора и последствия The Witcher 3: Wild Hunt уже можно назвать классикой RPG, которая будет пользоваться спросом и через пять-десять лет. Игра получает 9,5 баллов из 10.